События       
26.07.2010

Ертостик vs Спанч Боб

 

Кыдырали Болманов продюсирует выпуск… игрушек

Известный музыкальный продюсер Кыдырали Болманов, создавший и успешно раскрутивший такие проекты, как «Улытау», АБК и Каракат, решил заняться выпуском детских игрушек.

подробнее >>

4-5 апреля во Дворце Республики состоятся концерты, посвященные 10-летию продюсерской деятельности Кадырали Болманова
Галина Галкина


Он первый и самый успешный продюсер в нашей стране. Первые - всегда самые дерзкие. Восьмиклассником Кадырали попытался сбежать с другом из родного села Карсакпай в город Сатпаев, чтобы поступить в музыкальное училище. Беглецов поймали. Мальчишки той поры грезили эстрадой. Первый опыт продюсерской работы Кадырали приобрел еще в профтехучилище, когда его директор Султан Садвакасов вручил своему ученику музыкальные инструменты для ансамбля, а потом еще и заставил петь на новогоднем вечере. Ослушаться было нельзя. Известный актер и певец, народный артист СССР Каукен Кенжетаев, услышав, как Кадырали поет на молодежном конкурсе, позвал его на 3-й курс Национальной академии искусств имени Жургенова, тем самым круто изменив жизнь студента худграфа Жезказганского института. А потом уважаемый профессор Каукен Кенжетаев разрешил выпускнику академии - в нарушение всех канонов - спеть на выпускном экзамене пять эстрадных песен (положено исполнять десять классических произведений). И Кадырали спел их так, что ему аплодировали академики, скептически относящиеся к эстраде. Каукена Кенжетаева Кадырали считал своим отцом, думал - он вечен.


Кадырали Болманов, разрушитель стереотипов, первым исполнил на конкурсе “Азия дауысы” в 1991 году народные слова назидания - “терме” - как ни опасался того, что аксакалы “настучат по башке” за дерзость. Сегодня “терме” становится популярным жанром у молодых исполнителей. Его группа “Улытау” была создана тоже вопреки эстрадным традициям, постулатам шоу-бизнеса, ориентированным на простые ритмы и современные мелодии. Кадырали Болманов обратился к национальным корням, к произведениям казахских композиторов-классиков, включил в репертуар кюи... Риск принес продюсеру и его группе мировое признание


Что сказал Тим Палмер


- Кадырали, поздравляем с датой, знаменующей Ваши профессиональные достижения. Какими событиями и проектами Вы встречаете свой юбилей?

 

- В этом году самое серьезное достижение - заключение контракта с медиа-холдингом Германии. Непростая задача - раскрутить группу сначала в Европе, а потом по всему миру. В истории Казахстана это впервые. Второе: мы в канун 2008 года получили “Золотой диск”. Престижную награду обычно вручают мировым звездам, когда тираж их диска достигает 500 тысяч экземпляров.
Года три-четыре назад я записал альбом, который сводил и выпустил в Лос-Анджелесе в студии “Paramaunt Records”, которую возглавляет саунд-продюсер Тим Палмер (он сотрудничал с “U-2”, Ози Озборном).  Саунд-продюсер послушал наши записи и взялся за дело.

 

После выпуска альбома Кадырали Болманов устроил две презентации в Москве. Альбом вошел в список пятидесяти самых продаваемых альбомов России. Он хорошо расходится и в других регионах мира.



“Пустите Билана!”

С приходом весны все в мире обретает новую жизнь. Женщины, как цветы, расцветают, становятся особенными. Желаю всем душевной гармонии. Женщинам - вечной весны. А также хочу пожелать, чтобы в каждой семье каждой весной появлялся один-два ребенка. Дети - это будущее, наша жизнь.

“Золотой диск” продюсеру группы “Улытау” привезли в Алматы европейские коллеги. Вручение награды должно было состояться в рамках очередного гранд-концерта национальной премии “Музыкальная фишка”, так как “Улытау” в 2007 году стала обладателем Гран-при. В 2008 году группу пригласили в качестве гостей.
После концерта на пресс-конференции Кадырали Болманов предполагал рассказать о европейских намерениях группы, о подписании нового контракта. Событием пресс-конференции должно было стать вручение “Золотого диска” продюсеру Кадырали Болманову.

 

- Я только начал свое сообщение, как вдруг прибежал некто и потребовал, чтобы мы прервали свое выступление на пресс-конференции, так как “Дима Билан очень торопится”. И нас буквально отодвинули - меня, немецких представителей, которые и приехали с этой целью - вручить нам “Золотой диск”. Откуда-то выскочил Дима Билан... Таким образом, главная музыкальная новость нашей страны так и не прозвучала. Сенсация оказалась ненужной нашим соотечественникам. Гораздо более важным для устроителей “Фишки” было настроение Димы Билана, который куда-то торопился. Это какая-то нелепость и глупость.

 

Посмотрите, сколько у нас российских каналов, радиочастот, журналов и газет, которые информируют нас о том, что утром пьет Тимати, куда вечером он ходит. С утра до вечера мы потребляем эту информацию. Разве не абсурд, что наши телеканалы и местное радио с удовольствием ротируют российских и западных звезд бесплатно, в то время как наши музыканты приходят со своими работами и клипами хорошего качества, от них требуют деньги. Как получилось так, что мы сами себе перекрываем дороги? Все свое собственное мы топим, отдавая предпочтение российскому и западному...

 

Так мы без торжественных моментов подписали контракт. И уже потом я провел другую пресс-конференцию, чтобы все-таки привлечь внимание к группе “Улытау”, ее мировому успеху. Ведь мы к этому шли десять лет! Это огромный отрезок жизни. Сколько было напряженного труда, творческого поиска, финансовых вложений... Если мы хотим чего-то серьезного, то это наше достижение - лишь ступень к чему-то большему. Мы лишь приоткрыли ворота, но их надо широко распахнуть и войти в этот замок мирового шоу-бизнеса. Работа предстоит колоссальная.

Восток - дело модное

 

- Сегодня можно говорить об устойчивом интересе к Востоку. В моде, шоу-бизнесе стали привлекательными восточные мотивы. Видимо, для группы “Улытау” все совпало: отличная творческая форма, ее восточный колорит, зрительская заинтересованность...

 

- Мы предвидели этот интерес лет десять назад. Уже тогда было очевидно, что рынок через некоторое время будет перенасыщен всеми теми ритмами, мелодиями, приемами, которые эксплуатируют до сих пор многие группы. Я в то время занимался Рахатом Турлыхановым, часто ездил в Москву. Там я познакомился с российскими продюсерами, общался с ними, набирался опыта. Они высказывали свои соображения о том, что Америка в шоу-бизнесе достигает потолка. Майкл Джексон, к примеру, уперся в стену в своем творчестве.

 

Теперь мир начнет искать что-то другое. Мы пришли к выводу, что будет популярным Восток. Тонкий, мелодичный, порой неистовый... Тогда я и задумался: что буду делать через пять лет? Копию “Яллы”, чтобы вписаться в общий строй? Было бы смешно. Бессмысленно делать “чисто” восточную команду. Как музыкант и предприниматель, я исследовал эту проблему. И обратился к корням: чем самобытна казахская музыка? Начал думать. В итоге родилась идея создать группу “Улытау”, которая основывается на этномузыке, классике и современной музыке. Поэтому возникло сочетание гитары и домбры. Гитара - это драйв. Домбра - Курмангазы или Даулеткерей. Гитару поймет любой слушатель. Ее драйв подчеркивает всю мощь, силу и красоту Курмангазы.

 

А потом я понял, что сочетание двух инструментов, их натиск необходимо смягчить, добавить красоту и женственность скрипки. Причем решил, что играть на скрипке должна красивая девушка. Я ввел третий инструмент, тем самым расширил диапазон группы, которая теперь могла играть музыку любого жанра - этно, классику, современную... Домбра в сочетании с гитарой не обладала подобным диапазоном. К тому моменту, когда возник интерес к Востоку, уже родилась группа “Улытау”. Теперь мы постоянно гастролируем по всему миру.

 

- Композиции группы обладают каким-то невероятным звучанием, захватывают слушателя, просто потрясают... Кажется, что Вы знаете некую магическую формулу, которую “вписываете” в каждое произведение.

 

- Если ты что-то делаешь - и не только в музыке - и не вкладываешь в это душу, то ты просто не получишь то, что задумывал. Вот это и есть наша магическая формула...

Справка “НП”

Кадырали Болманов - один из первых отечественных продюсеров. Проекты: “АБК”, Рахат Турлыханов, Каракат Абдильдина, Бангор, Нуржан Камал и “Улытау”.
Кадырали родом из Жезказганской области (кузница спортсменов и народных певцов). Два года он учился в Жезказгане на художественно-графическом факультете. После фестиваля искусств “Жигер”, проходившего в Алматы, его пригласили на третий курс нынешней Академии искусств имени Жургенова, на актерское отделение музыкального театра.
С 2005 по 2007 год Кадырали Болманов работает в должности директора Департамента культуры города Алматы.
С 2008 года возвращается к продюсерской деятельности.
Всемирный чемпионат музыкальных исполнителей, который проходил в Голливуде (США) с 7 по 14 октября 2001 года, стал первым серьезным испытанием для молодых музыкантов группы “Улытау”. Казахстанцы завоевали Гран-при и золотую медаль.

В Европу!

 

- Кадырали, Вы называете “Улытау” - проектом всей своей жизни. И, несмотря на солидный уже срок деятельности, Вы все же в начале пути, то есть у коллектива начинается западный этап. Как продюсер, Вы можете предвидеть, когда наступит потолок у проекта “Улытау”?

 

- Потолка достигает человек или группа, когда придерживаются какого-то узкого направления. Тот же Майкл Джексон на протяжении всей карьеры работал со своей великолепной пластикой, особой манерой пения. Каких-то иных вещей, например, лирических, он не мог делать. Горизонты группы “Улытау” бесконечны. Можно обращаться ко всем музыкальным жанрам, расти, добавлять новые инструменты, хоть африканские... Главное - все правильно сделать, вовремя найти финансирование команды.

 

Один из принципов успешного продюсирования - “ковать железо, пока горячо”. Если сейчас мы не сумеем раскрутиться на Западе, то года через три это будет уже поздно.

 

Имидж страны создается ведь не только экономикой, важны также спорт, искусство и наука. Наукой мы, увы, сегодня не блещем... Разовые акции в музыкальной жизни не сделают имидж стране. Поэтому я принял решение вывезти группу в Германию, год-полтора там находиться, чтобы на месте раскручиваться, находить контакты, участвовать в крупных фестивалях, концертах. Нужно время, чтобы эту специфическую группу могли принять и оценить.

 

Благодарю Всевышнего, что он мне дал такую семью. С уважением и любовью отношусь к своей супруге Каракат. Все, что я делаю, посвящаю сыну Бекболату.  Хочу, чтобы, когда его спросят: “Ты чей сын?” - он бы мог с гордостью назвать своего отца.

 

 

Источник www.np.kz

Rus Eng Kaz Türkçe (Turkish)